Любой объект между вами и собеседником может помешать разговору. Вот почему многие опытные ораторы во время лекции покидают трибуну: они не хотят, чтобы что-то находилось между ними и аудиторией. Именно поэтому многие бизнесмены предпочитают беседовать с клиентами или работниками не из-за стола, а встают, обходят стол и садятся рядом с ними. Если ваша цель — непринужденный разговор, уберите любые препятствия между вами и собеседником. Выйдите из-за стола — если только контроль за ситуацией для вас не важнее, чем обмен информацией.
Теперь, познакомившись с основами искусства слушать собеседника, вы готовь оформлению сцены для продуктивного разговора. Любое личное общение происходит в каком-нибудь месте, и выбор этого места не следует отдавать на волю случая. Одна обстановка действует на разговоры подобно теплице, заставляя их разрастаться и цвести. Другая убивает ростки беседы так же быстро, как снежная буря. Не стоит задавать личные вопросы посреди рабочего совещания или обсуждать семейные дела, перекрикивая грохот рок-концерта. Мы крайне редко лишены возможности выбирать обстановку, в которой происходит разговор. Даже на работе у нас есть различные варианты: ваш офис, ее офис, помещение для собраний, буфет и даже лужайка перед зданием. Дверь может быть открыта или закрыта. Ожидание подходящего места и времени, возможно, потребует определенного терпения, но если вы собираетесь обсудить важные проблемы, ваше терпение будет вознаграждено. Что считать наиболее подходящей обстановкой, зависит от того, что и с кем вы собираетесь обсуждать. Мы все видели детективные фильмы 40-х годов, где подозреваемых с пристрастием допрашивают в холодном подвале, направляя яркую лампу прямо в глаза. Идея состоит в том, что чем сильнее подозреваемый напуган и чем больший дискомфорт он испытывает, тем быстрее он «расколется». В реальной жизни с подозреваемыми обращаются более гуманно, но создание для них неудобного положения по-прежнему является частью техники проведения допроса.
Хороший разговор — это улица с двусторонним движением. Даже задавая очень проницательные и искусные вопросы, вы не продвинетесь слишком далеко, если немного не раскроете себя. В предыдущих главах подчеркивалось, как важно завладеть вниманием человека и установить с ним контакт. Если вы хотите вызвать собеседника на откровенность и получить о нем важные сведения, вы обязательно должны рассказать ему что-нибудь о себе. Самым лучшим примером может служить то, как Джонни Кохрэн отбирал жюри присяжных для уголовного процесса по обвинению О. Дж. Симпсона. Независимо от отношения к мистеру Кохрэну или к самому делу все присутствующие в зале суда вынуждены были признать его искусство. С каждым кандидатом он вел себя так, как будто они сидели в гостиной за чашечкой кофе. Он смеялся. Он улыбался. А они смеялись и улыбались ему в ответ. Он балансировал на тонкой грани, рассказывая о себе, но не раскрываясь при этом слишком сильно. Эта грань и составляет основу искусства откровенности.
Научиться слушать гораздо труднее, чем научиться задавать правильные вопросы. В суде мне об этом постоянно напоминают неопытные адвокаты, допрашивающие свидетелей. Твердо решив не отступать от тщательно разработанной схемы допроса, многие из них пропускают мимо ушей уклончивый ответ или не останавливаются на важных подсказках, которые подкидывает им свидетель. Умение слушать очень важно, но это качество — из-за своего пассивного характера — часто недооценивается. Может показаться, что мы ставим телегу впереди лошади, но прежде чем обсудить все тонкости искусства задавать правильные вопросы, предлагаю вашему вниманию интенсивный курс умения слушать, который я разработала за долгие годы наблюдений.
Я сижу в ресторане и вижу входящую в зал пару. Они просят посадить их в угловую кабинку, и я, закончив есть, имею возможность наблюдать за ними. Совершенно очевидно, что они недавно познакомились; возможно. это их первое свидание. Они выбрали тихий ресторан, и их внимание сосредоточено друг на друге. Я вижу сдержанные кивки, жесты, выражающие понимание и интерес, а также то, что указывает на живой обмен информацией. Каждый внимательно, почти не перебивая, слушает собеседника. Я не могу слышать разговор, но язык их тел говорит о воодушевлении, сопереживании и любопытстве. Они искренне хотят понять и быть понятыми.
Мы живем в мире, который становится все разнообразнее. Каждый день мне приходится слышать акцент, характерный как минимум для шести национальностей и стольких же регионов Соединенных Штатов. Акцент человека способен дать вам ценные «ключи» к его возможным мыслям и действиям. Встречая человека с сильным иностранным акцентом, я присматриваюсь, нет ли у него каких-либо языковых ограничений, которые могут влиять на его речь или поведение. Я также не исключаю возможности, что у него необычный культурный фон, который может оказывать влияние на особенности его речи. Например, в одних культурах речь более выразительна и раскованна, чем в других.
Запинающаяся, нерешительная и полная пауз речь отличается от медленной. Остановки обычно бывают вызваны неуверенностью, нервозностью или смущением. Иногда они могут свидетельствовать о неискренности, как будто человек борется с желанием оправдаться. Но такая речь может указывать и в противоположном направлении: говорящий хочет быть как можно точнее и подыскивает подходящие слова. Или он специально делает паузы, давая вам возможность вставить слово. Чтобы определить, указывает ли неплавная речь на неуверенность, нервозность, смущение, неискренность, или это попытка быть точным, взгляните на общую картину, состоящую из интонаций, смысла сказанного и «языка тела». Чтобы начать запинаться, человек должен быть очень взволнован тем, что он говорит.
Заметив, что на месте для дачи свидетельских показаний человек проявляет нервозность, я всегда принимаю во внимание, что зал судебных заседаний — это очень стрессовая обстановка. Разумеется, любое окружение влияет на то, как человек говорит. Громкий голос, к примеру, может быть важным «ключом» к пониманию характера человека и его душевного состояния, но только в том случае, если он постоянно или неуместно громкий. По сути дела, в определенных обстоятельствах значимость почти всех речевых признаков может быть уменьшена или полностью сведена на нет.
Песня "Как Челинтано" кавер версия от Сландо
Квартиры посуточно Донецк
Песня "Держи" кавер версия, клип (cover) Дима Билан
Как научиться играть на гитаре
Песня "Минуэт"