Немногие за пределами кабинета врача испытывают желание заявить: «Вы обижаете меня», «Мне грустно, и я хотел бы поговорить об этом» или «Я разочаровался в своей работе и хотел бы, чтобы вы в течение часа выслушивали мои жалобы». Вместо этого мы выражаем эти чувства голосом. Мы играем в прятки с эмоциями. Расстроенный человек, вероятно, жаждет вашего сочувствия, но ждет «разрешения», чтобы затронуть интересующую его тему. Он будет вздыхать, говорить тихим голосом и кратко отвечать на вопросы, дополняя эти речевые намеки «языком тела» — опущенными глазами и вялыми, безжизненными жестами. В конечном итоге вы прочтете сообщение и спросите, что случилось, выдавая таким образом требуемое разрешение. Подобное поведение может быть расценено как попытка манипулировать собеседником, но это всего лишь продукт нашей социализации. Нас учили напрямую не обращаться за сочувствием, не проявлять негодования или ревности, не демонстрировать гнев, обиду и другие неприятные чувства. Но иногда нам просто необходимо выразить свои чувства, и мы, не желая делать это при помощи слов, используем для передачи сообщения интонации голоса. Такое невербальное общение практически универсально. Вы легко можете в этом убедиться: настройте телевизор на канал, вещающий на незнакомом для вас языке. Дождитесь мыльной оперы, повернитесь спиной к экрану и прислушайтесь к разговору. Скорее всего, вы не поймете смысла, но вполне сможете разобраться в чувствах актеров. Два недавних судебных процесса, в которых я принимала участие, служат прекрасной иллюстрацией того, как важно обращать внимание на интонацию говорящего. В первом деле истцом выступала семья молодого человека, который попал в автомобильную катастрофу. Он умер из-за того, что медсестра неправильно прочитала этикетку назначенного ему лекарства. Семья юноши считала, что этикетка была недостаточно понятной, и предъявила обвинение производителю лекарства, который нанял меня для выбора жюри присяжных. Присяжные должны были решить, кто виновен в смерти молодого человека и какая сумма — если будет принято такое решение — должна быть выплачена его семье. Во время процедуры отбора присяжных семейный адвокат истца спросил белого консервативного вида мужчину средних лет, назовет ли он верхний предел суммы, которая может быть назначена в качестве компенсации семье за потерю любимого человека. «Никакими деньгами нельзя компенсировать смерть дорогих нам людей», — ответил кандидат в присяжные. Адвокат истца посчитал, что нашел подходящего присяжного, который будет настаивать на практически неограниченной компенсаций. Этот человек дал «правильный» ответ. Но адвокат истца упустил из виду речевые признаки, раскрывающие истинный смысл слов присяжного. Тон этого человека был критичным, почти саркастическим. По его интонации я поняла, что он обиделся на адвоката, предложившего ему назначить цену за жизнь юноши. Ответ присяжного также оказался быстрым и по существу, что говорило о его определенной эмоциональной дистанци-рованности отдела. Учитывая все это, я сделала вывод, что он не имел в виду гарантию неограниченного размера компенсации, а просто считал неуместным оценивать человеческую жизнь в долларах. Мы оставили его в жюри присяжных и, как выяснилось, не ошиблись. Он голосовал солидарно с остальными членами жюри, которым понадобилось всего тридцать минут, чтобы объявить фармацевтическую компанию невиновной в смерти юноши. Вы получите возможность откликаться на потенциально значимые сообщения, заключенные в интонации человека, если поймете, что означают те или иные речевые признаки, и научитесь слышать их. Вот основные этапы этого процесса. • Во время разговора время от времени сосредоточивайтесь не на словах, а на голосе собеседника. • Спросите себя, отражает ли голос собеседника элективные (сознательно выбранные) или неэлективные характеристики. • Ищите тенденции. Задайтесь вопросом, отличается ли тон собеседника от обычного, не преувеличен ли он в каком-либо отношении. • Сравните голос с «языком тела» и смыслом слов собеседника. • Примите во внимание окружающую обстановку. • Расшифруйте речевые ключи. Сосредоточиваемся на интонации В любой конкретный момент человек способен воспринять ограниченное количество информации. Трудно вникнуть в слова собеседника, одновременно оценивая его украшения и наблюдая, не скрещивает ли он ноги. Внимание рассеивается, и при этом бывает легко пропустить оттенки голоса, если они не слишком явные. Мы склонны уделять больше внимания не интонации, а словам просто потому, что слова требуют ответа. Отвлекаясь от содержания разговора, мы иногда теряем его нить. Несмотря на это, в любой беседе бывают моменты, когда можно ненадолго отвлечься от содержания и сосредоточиться на интонациях. Это занимает не больше секунды, и, поупражнявшись, вы научитесь одновременно слышать и интонацию, и слова. Искусство заключается в том, чтобы делать это за короткое время, а не растягивать на долгие минуты. Даже в самом непростом разговоре неизбежно возникнут моменты, когда вы получите возможность мысленно вернуться назад и обратить внимание на речевые «ключи». И почти всегда, если вы действительно слушаете интонацию собеседника, смысл его слов станет для вас яснее.
Песня "Как Челинтано" кавер версия от Сландо
Квартиры посуточно Донецк
Песня "Держи" кавер версия, клип (cover) Дима Билан
Как научиться играть на гитаре
Песня "Минуэт"