Введение
Философская компаративистика или сравнительная философия-область историко-философских изысканий, предметом которой является сопоставление различных уровней иерархии (понятия, доктрины, системы) философского наследия Востока и Запада.
Современная зарубежная (западная и восточная) философская компаративистика как относительно самостоятельная отрасль (направление) историко-философских исследований и как учебная дисциплина находится в стадии завершения своего институционального и концептуального оформления. Свидетельства: четкое обозначение двух мировых центров компаративистских исследований (Гавайский университет – Гонолулу, США и исследовательский центр в Нью-Дели, Индия), проведение с 1939 г. по 1989 г. шести конференций философов Восток-Запад, регулярный выход с 1951 г. ежеквартального журнала "Философия Востока и Запада" ("Philosophy East and West") [Степанянц М. Т. Восток-Запад: диалог философов // Вопросы философии, 1989, № 12,с. 152.], который с 1991 г. изменил свой подзаголовок (вместо слов "Ежеквартальный журнал компаративистской мысли" стал называться "Ежеквартальный журнал компаративистской философии", создание так называемого Директората компаративистских философов – постоянно обновляемого и расширяемого списка наиболее известных специалистов в этой области исследований, создание в 1993 г. европейского общества азиатской философии, развития на базе гавайского университета и ряда университетов Индии специальной системы образования в области компаративистской философии, достижение некоторого консенсуса в понимании предмета, теории и метода компаративистской философии, появление новых центров компаративистских исследований на Западе и Востоке а также в России, хотя пока институционально неоформленных.
В своем историческом развитии компаративистский метод в процессе историко-философского познания обогащался новыми приобретениями как в плане теории, так и методики. В силу новых запросов социально-исторической практики, связанных с развитием диалога, общения представителей различных философских культур, все большей открытостью мирового "философского пространства" ряд известных мыслителей XX века все настойчивей ставили вопрос о создании философской компаративистики как самостоятельной отрасли историко-философской науки.
Современная ситуация в философии в России может быть охарактеризована как ситуация "ожидания", ожидания, прежде всего, нового, оригинального учения, которое могло бы завладеть умами не только, и даже не столько профессионалов-преподавателей философии, университетских ученых и "свободных философов", но которое могло бы выйти за пределы узко-элитного круга интеллектуалов и стать основанием веры и источником надежды миллионов людей. Политики ждут подобной философии в надежде сделать ее основанием нового идеологического мифа, без которого невозможно управление столь обширным по территории и столь пестрым по национальному составу государством.
Все вышесказанное позволяет сформулировать актуальность темы исследованию в следующих положениях: |